В этот день 320 лет назад на реке Чусовой от Уткинской пристани отошел первый караван с продукцией Каменского завода

08:00
58
В этот день 320 лет назад на реке Чусовой от Уткинской пристани отошел первый караван с продукцией Каменского завода

320 лет назад, 27 апреля 1703 года, на реке Чусовой от Уткинской пристани отошел первый караван с продукцией Каменского завода: 323пушки, 12 мортир, 15 гаубиц и 1110 пудов железа.

Петр поторапливал Виниуса с пуском Каменского завода и едва осенью 1701 года завод выдал первую продукцию, она была тут же, как только установился санный путь, отправлена в Москву обозом.

В Пушкарский приказ обоз прибывает только в начале марта. Несколько месяцев в пути – это очень долго и слишком дорого. Необходимо было искать другие пути доставки продукции уральских, не только Каменского, железных заводов в европейскую часть России.

Решение вопроса лежало на поверхности – Россия обладает развитой системой рек и водные пути в течение многих столетий были, а зачастую являются и сейчас, оптимальным решением логистических проблем. Однако Урал — это особая цивилизация, единственная река у нас, которая берет своё начало на восточных склонах Уральских гор, разрезает Каменный пояс и течет дальше в европейскую часть страны – Чусовая.

Река Чусовая уже давно использовалась поселенцами, осваивающими уральский край, как наиболее удобный водный путь за Уральские горы. Сам Ермак начинал свой поход по Чусовой. Сейчас же необходимо было проложить наиболее удобный сухопутный маршрут доставки продукции Каменского завода с реки Каменки до реки Чусовой.

Задача эта была поручена боярскому сыну Ивану Салманову, с которой он справился прекрасно — им был разведан короткий и удобный сухопутный путь доставки железа. Этот путь исчислялся 62 верстами и проходил вдоль реки Исети, мимо рек Камышенки, Брусяной, Бобровки до Арамильской слободы, и далее до реки Чусовой, где было удобное место для устройства пристани. Далее по Чусовой через речную систему России можно было добраться до Москвы.

…К осени 1702 года на Каменском заводе было отлито 70 пушек и 12375 пудов чугуна, кроме того на заводе имелось прутовое и связное железо — 364 пуда и были заготовлены крицы для выплавки уклада. Часть заготовленной продукции вновь была отправлена в Москву санным путем, а часть доставлена и складирована на строящейся Уткинской пристани для отправки весной первым железным караваном.

Для отправки первого каравана с грузом Каменского завода в 1703 году были построены 40 небольших по размеру дощаников. В длину 7 саженей (14,7 м.), в ширину 2 сажени (4,2 м.). В каждый дощаник нагрузили по 300 пудов (4,9 т.). Смотрителем первого каравана был назначен боярский сын Семен Резанов.
Впоследствии этот речной маршрут почти на 200 лет станет основным для доставки продукции всех уральских заводов.

Источник:

Паблик ВКонтакте «Страницы истории»

Статья в тему

Автор:

Осенью 1702 года на Каменском заводе было отли­то 70 пушек и 12375 пудов чугуна, кроме того на заводе имелось прутовое и связное железо — 364 пуда и были заготовлены крицы для выплавки уклада. В этом же году с завода «по указу великого государя и по при­казу думного дьяка Андрея Андреевича Виниуса по­слано к Москве через Верхотурья на крестьянских под­водах по ямом, от слободы до слободы, без дачи за провоз денег» 45 орудий, а также 210 пудов дельного железа, уклада и стали. Доставка груза таким способом на огромное расстояние (около 2000 км) оказалась очень трудоемкой, сложной и экономически не выгодной.

4.85K
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?